ФЭНДОМ

Для автоматизации реакции персонажей на боевые ситуации в Dragon Age: Начало используется Тактика. При правильной её настройке персонажи могут успешно взаимодействовать без непрерывной отдачи приказов.

Страж, его спутники (постоянные и временные) и призванные существа начинают с двумя слотами тактики на уровне 1 и получают дополнительный свободный слот на уровнях 3, 6, 10, 15, 25 и 30. Ещё больше слотов можно получить, вкладывая очки навыков в Тактику боя.

Интерфейс и принципы работы Тактики

Интерфейс

Меню Тактики доступно по нажатию иконки мишени в меню или клавиши быстрого доступа (по умолчанию [\]). В меню две секции — Условия и Действия. В каждой секции два набора предустановок.

  • Слева можно выбрать Установки тактики с подробным набором инструкций для разных ситуаций. Например, если для Мага выбрать Целителя, он будет предпочитать лечение прочим действиям.
    • Эти инструкции выполняются только после действий, настроенных вручную.
    • Набор инструкций зависит от класса персонажа и доступных ему навыков. Например Воину недоступны предустановки Целителя.
    • Предустановки обычно содержат набор минимум из 10 сочетаний условий и действий на разные случаи: от использования Каменного доспеха до лечения, однако, число доступных предустановок будет ограничено. Для его увеличения необходимо вкладывать очки навыков в Тактику боя. В предустановках появляются только действия, которые персонаж способен выполнить.
  • Справа можно выбрать Поведение персонажа в бою. Например, при выборе пункта Дистанционный Разбойник больше не станет переключаться на оружие ближнего боя.
    • Поведение имеет приоритет над другими тактиками. Например, Пассивный персонаж не станет добивать едва живого врага, если тот его не атакует.
    • Особенности поведения различаются в зависимости от класса и способностей персонажа.

После выбора Установок и Поведения персонажа их можно менять по своему усмотрению. Всего доступно 3 выборочных набора тактик.

Механика

Каждое правило включает условие (статус или удалённость врага или союзника) и действие, выполняемое, если условие соблюдается (использование способности, атака или лечение) для цели (врага или союзника).

  1. Для любого невыбранного в данный момент персонажа игра выполняет цикл проверки тактик сверху вниз по списку как во время боя, так и вне его.
  2. Некоторые условия работают только во время боя и вне его пропускаются.
  3. Если условие истинно, игра пытается выполнить действие:
    • если его можно выполнить, игра начинает новый цикл проверки тактик сверху списка;
    • если действие выполнить нельзя, игра проверяет следующее условие в списке.
  4. Если ни одно из действий недоступно, используется действие по умолчанию из Поведения.
  5. Начинается новый цикл проверки тактик.

Особенности механики

Персонаж с развитым навыком Выживания замечает врагов до перехода в режим боя. Это можно использовать в тактике. Вне боя члены отряда могут использовать способности, восстанавливающие силы и здоровье.

По невнимательности можно помешать срабатыванию тактик. Например, если первым правилом будет Атаковать любого ближайшего видимого врага, это действие будет успешно выполняться в течение всего боя, а остальные условия игра так и не проверит.

К действиям, которые нельзя выполнить относятся использование способностей при недостатке выносливости, активация способностей длительного действия до истечения периода их восстановления или атака недоступного врага.

Действия по умолчанию из Поведения:

  • По умолчанию: выбрать любую цель, атакующую в ближнем бою и атаковать.
  • Наступательный: выбрать ближайшую цель, атакующую в ближнем в бою и атаковать оружием ближнего боя, иначе - дальнобойным оружием.
  • Дистанционный: выбрать ближайшую видимую цель и атаковать дальнобойным оружием, иначе - оружием ближнего боя.
  • Пассивный, Осторожный, Оборонительный: не делать ничего.

Способности длительного действия работают не всегда. Некоторые усиления, такие как Ярость берсерка всегда выключаются сразу после выхода из режима боя. Другие, например, Пылающее оружие выключаются в момент гибели персонажа. Соответственно, нельзя реактивировать Ярость берсерка по условию Свое: Любое, если персонаж погиб и был возрождён (хотя это прекрасно срабатывает в начале боя).

Особенности выбора цели

Для осуществления любых наступательных действий необходима вражеская цель. Она используется для атакующих умений, заклинаний и атак по умолчанию. Для атаки используются условия из раздела Враг. Следующие условия могут быть использованы для выбора или смены цели:

  • Враг: Статус
  • Враг: Наименьшее/наибольшее здоровье
  • Враг: Объединен
  • Враг: Ближайший видимый
  • Враг: Класс ближайшего видимого
  • Враг: Нападение на члена отряда
  • Враг: Цель члена отряда
  • Враг: Ранг

Следующие условия выполняются для текущей цели и не используются для её выбора или смены. Они будут ложными, если персонаж ещё не выбрал цель:

  • Враг: Любое
  • Враг: Здоровье
  • Враг: Имеет определенный тип доспехов
  • Враг: Цель на дистанции
  • Враг: Цель использует атаку определенного вида

Если цель не указана в тактике, будет произведён автовыбор цели согласно правилам из Поведения:

  • По умолчанию: выбирается любая цель, атакующая в ближнем бою.
  • Пассивный и Оборонительный: цель не выбирается вообще (вопреки описанию во всплывающей подсказке в игре).
  • Наступательный и Дистанционный: выбирается ближайшая видимая цель.
  • Осторожный: цель не выбирается.

Замечания.

  • Выбранная вражеская цель отмечается красным кругом с четырьмя стрелками, направленными к его центру.
  • Если тактика отключена, автовыбор цели невозможен.
  • Правило Морриган: Атакован оружием ближнего боя → Провокация не сработает, потому что Морриган союзник, а Провокация действует на вражеские цели, хотя игра и позволит создать такую тактику. Правильно будет так: Враг: Под нападением Морриган → Провокация.

Переход к тактике

Для пропуска правил при определённых условиях бывает полезен переход к тактике.

  1. Враг: Ближайший видимый → Удар щитом
  2. Свое: Рядом нет врагов → Перейти к: 4
  3. Свое: Мана/выносливость < 10% → Использовать: Глубинный гриб
  4. Свое: Любое → Атаковать

Когда не хочется тратить способности на низкоуровневых врагов:

  1. Враг: Ранг цели - "мелочь" → Перейти к: 4
  2. Враг: Здоровье > 25% → Удар щитом
  3. Враг: Здоровье > 75% → Подавление
  4. Враг: Ближайший видимый → Атаковать

Переключение с оружия ближнего боя на дальнобойное для Разбойника:

  1. Свое: Атакован оружием ближнего боя → Грязная борьба
  2. Свое: Атакован оружием ближнего боя → Переключиться на оружие ближнего боя
  3. Свое: Атакован оружием ближнего боя → Смертельный удар
    • Смертельный удар работает только с оружием ближнего боя
  4. Свое: Атакован оружием ближнего боя → Перейти к: 6
  5. Свое: Любое → Переключиться на набор оружия дальнего боя
  6. Враг: Ближайший видимый → Атаковать

Прочие особенности

  • Персонажам доступно три выборочных набора тактик. Предустановки неоптимальны, и тактики, настроенные вручную на основе предустановок гораздо полезнее.
  • Для выбранного персонажа тактика отключена, и всегда приходится управлять вручную как минимум одним персонажем. После отмены выбора персонажа игра начинает проверку тактик сверху списка.
    • Если выбрать весь отряд, тактика будет отключена у всего отряда.
  • Экран тактики для призванных существ доступен только в момент их вызова по нажатию всплывающего сообщения Получены ячейки тактики.
  • Условие Свое: Любое в бою проверяется только однажды и не сработает, если персонаж во время боя погибнет и будет возрождён.

Советы по настройке тактики

Общие рекомендации

  • Перед настройкой тактики вручную выберите подходящую предустановку, чтобы свести к минимуму вероятность пропустить что-нибудь важное. Имейте в виду, что предустановки не содержат правил для использования целебных припарок, лириумных зелий, глубинных грибов, бомб, ловушек и ядов. Если хотите их использовать, вручную добавьте тактики с соответствующими условиями. Будьте осторожней с правилом Свое: Любое, поскольку предмет будет использован снова сразу же после окончания периода восстановления его доступности.
  • Правильно выбирайте приоритет тактик. Вверху списка располагайте правила, которые должны срабатывать всегда, часто или перед остальными действиями.
  • Избегайте выбора всего отряда во время боя.
  • Правилам, восстанавливающим ману, здоровье и выносливость лучше срабатывать пораньше.
  • Настраивайте тактику призванным существам сразу после призыва: в дальнейшем экран их тактики будет недоступен.
  • С осторожностью используйте способности длительного действия, поскольку они могут привести к застыванию персонажа на месте, если нет способа их отключить, когда подходящее условие больше не выполняется.
    • Можно настроить автоматическое отключение следующим образом:
    1. Свое: Мана/выносливость < 25% → Активировать: Песнь доблести
    2. Враг: Ближайший видимый → Атаковать
      • Выполняется всегда, пока рядом есть враги.
    3. Свое: Любое → Отключить: Песнь доблести

Полезные советы

  • Поддерживаемые способности бывают очень мощными, но резервируют ману и выносливость. Однако, если соответствующий объём маны/выносливости уже потрачен, их включение не приводит к дополнительному резервированию маны/выносливости. Поэтому эффективно будет включать их по правилу: Свое: Мана/выносливость < 90%, правилу Свое: Мана/выносливость < 75% и Свое: Мана/выносливость < 50%. В этом случае персонаж будет использовать поддерживаемые способности "задаром".
  • Чтобы сосредоточить атаку отряда по одиночной цели, используйте правило Враг: Атакует глава отряда → Атаковать и выберите цель для главы отряда.
    • Можно позволить выбирать цель персонажу-"танку": Враг: Атакует [персонаж-"танк"] → Атаковать.
    • Как вариант: Враг: Атакует активный член отряда → Атаковать. Это позволит назначать цель любым выбранным членом отряда.
  • Чтобы Маги/Лучники не лезли в гущу боя, назначьте им Дистанционное поведение. Оно побуждает персонажей держаться на расстоянии от врага.
  • Нельзя выбрать в качестве действия движение, чтобы персонаж смог унести ноги из пекла. Однако, несколько вариантов Поведения предписывает персонажам уходить из мест, где применяется атака по площади.
  • Предустановки тактики не видны в Лагере отряда. Для настройки тактик нужно его покинуть.
  • Если отряд удерживает позицию (по умолчанию клавиша [H]), для невыбранных членов отряда тактики продолжают работать, но большинство действий не может быть выполнено по причине недоступности врагов (как правило, из-за большой дистанции до них).
    • Выбранный персонаж может попытаться привлечь внимание врагов и подвести их к удерживающему позицию отряду.

Общий набор тактик

  • Усиления, работающие во время боя (например, Ярость берсерка, Пылающее оружие вверху списка - они включатся, когда отряд начнёт бой.
  • Способности, направленные на самосохранение - чтобы персонаж смог выжить в бою.
  • Реакции на боевые ситуации (например, Вихрь при попадании в окружение) или устранение различных эффектов.
  • Тактики по умолчанию: сосредоточение атаки по одиночной цели, ближайший враг, беспомощный враг или враг, творящий заклинание.

Примеры наборов тактик

Базовые тактики бойца поддержки:

  • Одно-два усиления, работающих в бою;
  • Самосохранение: Свое: Здоровье < 25% → Использовать целебную припарку: самую слабую (персонажу-"танку" лучше использовать самую сильную);
  • Действие при окружении, например, Удар щитом;
  • Враг: Атакует [персонаж-"танк"] → Атаковать (для сосредоточенной атаки).

Предупреждение: тактика Свое: Окружен врагами → Взмах двуручным оружием очевидно не работает, потому что атакующее умение не воспринимает Свое в качестве вражеской цели. Ограничение можно обойти так:

  1. Свое: Окружен врагами → Перейти к: 3
  2. Враг: Атакует [персонаж-"танк"] → Атаковать (в обычной ситуации условие ниже не задействуется).
  3. Враг: Ближайший видимый: Взмах двуручным оружием.

Можно использовать для прочих "взмахов" (Взмах двумя руками с оружием, Вихрь и т. д.)

Базовые тактики целителя:

  • [Персонаж-"танк"]: Любое → [подходящее усиление для танка];
  • Самосохранение: Свое: Здоровье < 25% → Использовать целебную припарку: самую слабую;
  • Лечение союзников. Определить значение здоровья/маны/выносливости союзников и применить соответствующие восстанавливающие заклинания.

Базовые тактики для оружия ближнего/дальнего боя (не будут работать с Дистанционным поведением):

  • Враг: Цель на ближней дистанции → Переключиться на набор оружия ближнего боя;
  • Начало тактики ближнего боя. Так специфичные для оружия тактики не вынудят персонажа подходить на ближнюю дистанцию;
  • Враг: Цель на ближней дистанции → Атаковать;
  • Свое: Любое → Переключиться на набор оружия дальнего боя;
  • Начало тактики дальнего боя.
  • Враг: Любое → Атаковать.

Предустановки Поведения

Поведение Базовые действия Активность Тип реакции Примечание
По умолчанию Если тактика не назначена, переходит в стандартный режим атаки. Базовая атака, если не назначена тактика. Атакует убегающих врагов. Отвечает на атаку в ближнем бою. Уходит из-под атаки по площади. Не атакует ближайшего видимого врага.
Пассивный Держится ближе к игроку или на дальней дистанции. Не атакует убегающих врагов. Отвечает на атаку в ближнем бою. Уходит из-под атаки по площади. Не атакует без приказа. Не преследует врагов. Предпочитает дальнобойное оружие. Избегает приближающихся врагов.
Наступательный Атакует ближайшего видимого врага. Атакует убегающих врагов. Не уходит из-под атаки по площади. Отвечает на атаку в ближнем бою. Если тактика не назначена, переходит в стандартный режим атаки.
Дистанционный Предпочитает дальнюю дистанцию и дальнобойное оружие. Атакует на дистанции ближайшего видимого врага. Атакует убегающих врагов. Отвечает на атаку в ближнем бою. Не преследует врагов. Уходит из-под атаки по площади. Если тактика не назначена, переходит в стандартный режим атаки. Предпочитает дальнобойное оружие. Избегает приближающихся врагов.
Осторожный Держится поближе к игроку. Держится подальше от врагов. Не атакует убегающих врагов. Убегает от атаки в ближнем бою и из-под атаки по площади. Не атакует без приказа. Избегает приближающихся врагов. Избегает ближнего боя.
Оборонительный Держится поближе к игроку. Держится подальше от врагов. Не атакует убегающих врагов. Отвечает на атаку в ближнем бою. Не преследует врагов. Уходит из-под атаки по площади. Не будет атаковать без приказа или специально назначенной тактики.

Примечания

  • Пассивный и Дистанционный предпочитают дальнобойное оружие и переключатся на него, если у них будет выбор. Наступательный, если у него будет выбор, переключится на оружие ближнего боя.
  • Все, кроме Наступательного будут уходить из мест, где применяется атака по площади, если им не помешают специально назначенные тактики.

Ошибки и баги

  • Известен баг с использованием предмета. Если создать правило с использованием любых предметов, кроме целебных припарок и лириумных зелий и сохранить выборочный набор тактик, игра забудет что это за предмет. Необходимо выбрать любую предустановку, затем вернуться к выборочному набору. На месте предмета будет пустое место. Надо выбрать предмет заново, после чего выборочный набор тактик сохранится надлежащим образом.
  • Существует баг с использованием ядов и смазок для оружия. Правило Враг [любое условие] → Использовать: [любой яд или смазка для оружия] приведёт к тому, что персонаж применит предмет на оружии и останется стоять неподвижно. (PC, версия 1.03).
  • Правила для отдельных членов отряда могут привести к застыванию персонажа на месте, если указанная цель гибнет. Например, выполняя правило Алистер: Здоровье < 90% → Хранитель жизни, Винн впадёт в ступор и будет игнорировать прочие правила, если Алистер погибнет, а эта тактика начнёт отрабатываться.
  • В загружаемой версии PS3 есть баг с переключением наборов оружия. Если в тактике указать переключение с набора оружия ближнего боя на дальнобойное или наоборот, персонаж в бою начнёт бесконечно переключать наборы оружия туда-обратно до самой своей смерти. Назначение разных условий выбора наборов оружия никак не влияет на этот самоубийственный свинг. В целях сохранения жизни персонажей рекомендуется ограничиться одним набором оружия.
  • В загружаемой версии PS3 только Наступательный вариант работает согласно описанию. Дистанционный работает относительно похоже на описание. Пассивный, Осторожный и Оборонительный ведут себя в бою как Леви Драйден. Если любите управлять отрядом вручную - это ваш выбор. Вариант По умолчанию действует согласно описанию до первой попытки сменить его на любой другой, после чего сбрасывается до Пассивного, превращаясь в упомянутого выше бесполезного в бою персонажа.
  • Существует ошибка в русскоязычной локализации Dragon Age: Начало. В разделе Враг в двух условиях "сильный враг" перепутан с "супербоссом".
    • В правиле Враг: Ранг цели - "супербосс" или ниже на самом деле должно быть написано Враг: Ранг цели - "сильный враг" или ниже.
    • В правиле Враг: Ранг цели - "супербосс" или выше на самом деле должно быть написано Враг: Ранг цели - "сильный враг" или выше.

Гайд по Dragon age: Начало

Прохождение: Кодекс  · Квесты  · Коды  · Роман  · Спутники  · Достижения  · Пасхальные яйца  · Тактика  · Карта мира
Предметы: Комплекты предметов  · Торговцы  · Оружие  · Травничество  · Изготовление ловушек  · Изготовление ядов  · Изготовление рун  · Материалы
Классы: Маг · Воин · Разбойник · Специализации